«Узбекистан легко может привлечь миллиарды халяльных долларов» — Хондамир Нусратхужаев о внедрении исламского финансирования
30 октября 2023
«Узбекистан легко может привлечь миллиарды халяльных долларов» — Хондамир Нусратхужаев о внедрении исламского финансирования
О внедрении исламских финансов в Узбекистане говорят более пяти лет. Еще в 2018 году на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов был размещен проект постановления президента «О мерах по созданию инфраструктуры исламского банковского дела и финансов в Узбекистану». Однако документ так и не был принят.
По мнению экспертов, при внедрении исламского банкинга страна могла бы привлекать до $10 млрд дополнительных иностранных инвестиций.
Одними из главных барьеров, которые препятствуют внедрению исламского финансирования в Узбекистане, называют отсутствие инфраструктуры, нормативной базы, защиты вкладов, а также фискальные барьеры.
Кроме того, быстрому внедрению исламских финансов препятствует низкая финансовая грамотность населения.
Spot поговорил с членом совета AAOIFI и менеджером отдела финансового контроля в Исламском банке развития Хондамиром Нусратхужаевым о главных принципах исламского финансирования и его отличиях от классической банковской системы, о мерах, необходимых для внедрения и развития данной системы в Узбекистане.
Что такое исламские финансы
В основе исламских финансов лежат мораль и этика, заложенные в исламе. Здесь деньги являются лишь инструментом и служат созданию реального экономического блага, когда каждый сум вносит свой вклад в создание добавленной ценности. Это означает, что создание денег в исламской финансовой модели возможно только в тандеме с созданием полезных активов, товаров и услуг.
Исламский банк, также как и традиционный, связывает между собой тех, у кого деньги есть, с теми, у кого их нет. Однако, он делает это не при помощи процентной маржи, а участвуя напрямую в финансировании реальной экономики, и неся при этом бизнес-риски. Это приводит к стабилизации финансово-экономической системы и более справедливому распределению рисков между сторонами.
Исламский банк является доверительным управляющим денег инвесторов и вкладчиков с одной стороны и продавцом, лизингодателем, а также бизнес-партнером и инвестором с другой.
Возьмем, например, самый популярный продукт исламского банкинга, который на первый взгляд очень похож на кредит — мурабаха. Здесь исламский банк по просьбе клиента покупает товар и продает его с фиксированной наценкой этому клиенту в рассрочку. Здесь с момента покупки и до продажи все риски, связанные с товаром, несет сам банк. После продажи ключевым риском банка является кредитный риск.
Более того, обеим сторонам точно известны как приобретаемый товар, так и суммы финансирования и наценки, т. е. все неопределенности нивелированы (тогда как с кредитом заемщик никогда не знает конечную сумму оплаты из-за пеней, штрафов и других комиссий).
В случае просрочки, исламский банк не зарабатывает на пене. Здесь ключевым отличием является то, что для исламских банков пеня носит строго дисциплинарный характер и не может стать источником дохода. Именно поэтому сумма пени обычно бывает незначительной, и она полностью направляется на благотворительность.
В исламских финансах альтернатива классическим облигациям — сукук. Он служит инструментом прямого финансирования компаний и государства.
Его часто называют исламскими облигациями, хотя технически это некорректно, так как инвесторы сукук не одалживают деньги под проценты на «общие цели», а финансируют конкретные проекты, при этом несут реальные финансовые и бизнес риски. К примеру, они выступают в качестве партнера-инвестора (мудараба сукук), деля инвестиционные риски, либо в качестве лизингодателя (иджара сукук), либо в качестве участника проектного финансирования (истисна сукук) и т. д.
Таким образом, сукук-инвесторы зарабатывают либо долю в прибыли, либо наценку, либо получают лизинговый или иной доход.
Чем исламские финансы отличаются от традиционной финансовой системы
Как я говорил ранее, в исламе создание денег сопряжено только с созданием реальных экономических благ. Это ключевая разница с классической кредитно-финансовой системой.
Кроме того, право на получение прибыли всегда сопряжено с несением бизнес-рисков. Если взять любой продукт исламских финансов, он всегда будет тесно связан с рисками. Исламский банк с момента покупки и до продажи актива в рассрочку покупателю несет все риски, связанные с таким активом. И только после продажи они переходят на покупателя.
Именно справедливое распределение рисков препятствует взращиванию нездоровых стимулов для обогащения, эксплуатации и доминирования.
Также ключевым отличием является недопущение неопределенности, двусмысленности в договорных отношениях, а также использование уловок, ухищрений, сокрытия важной информации, приукрашивания или обмана в отношении предмета договора, его цены и ключевых условий в пользу более сильной стороны договора.
Например, я продаю машину и знаю все ее изъяны и дефекты. Другая сторона о них не знает. Если я продам, не сказав о ее дефектах, приукрасив имеющиеся качества, то эта сделка со стороны исламского права считается недействительной. Если покупатель узнает о сокрытии фактов, имеет право вернуть товар и потребовать всю сумму обратно.
Еще одно отличие — это запрет на легкую наживу. Это азартные игры, лотереи, то есть когда деньги достаются посредством случайности, удачи и шанса. В исламе богатство может быть только результатом полезного труда, либо несения бизнес-риска. Поэтому здесь строго запрещены «игры нулевого эффекта», когда доход одного получается за счет ущерба других.
Также запрещено финансировать или заниматься деятельностью, которая аморальна, пагубна для человека или общества с физической, социальной или экономической точек зрения. Помимо указанных уже направлений, запрещено финансирование, например, табачной и алкогольной индустрий, даже если они сулят огромную прибыль.
Исламский банкинг в Узбекистане
Исламские финансы динамично развиваются во многих мусульманских странах. Примечательно, что даже в таких исконно немусульманских странах как Великобритания, Германия, Филипины, Эфиопия, Нигерия и ряде других, исламские финансы получили толчок на законодательном уровне.
В Узбекистан исламские финансы пришли вместе с проектами группы Исламского банка развития. Однако, в стране до сих пор нет законодательства по исламскому банкингу и регулированию сферы исламского финансирования. Вместе с тем, уже активно ведутся работы в этом направлении: руководство страны проявляет готовность к внедрению исламского банкинга, идет проработка соответствующего законодательства в профильных министерствах и ведомствах, в работу привлечены международные эксперты и консультанты в области исламских финансов.
Насколько мне известно, создана рабочая группа, которая работает над проектом закона, подготовленного на основе рекомендаций международных консультантов.
Сейчас развитие сферы тормозится отсутствием соответствующего законодательства, недостатком осведомленности и знаний как у игроков отрасли, так и у населения, наличием стереотипов и недостатком серьезной ресурсной базы.
При этом в стране работают компании, которые оказывают услуги и предоставляют продукты по принципам исламских финансов, например, финтех-стартапы, иджара-лизинговые компании, компании исламского взаимного страхования и рассрочек. Однако, они работают в рамках существующего законодательства, а значит существенно ограничены в возможностях. Их доля в финансовом секторе очень мала.
Для внедрения в Узбекистане исламского финансирования также предстоит проводить огромную системную просветительскую работу по повышению знаний населения и игроков рынка принципов, правил и нюансов работы исламского финансового сектора. Важно, чтобы и финансисты и простые люди понимали как работают исламские финансовые институты, как структурируются продукты, чем они отличаются от традиционных инструментов и т. д.
Словом, для развития в Узбекистане исламских финансов необходимы политическая воля, большие ресурсы, инвестиции в инфраструктуру.
Есть также ряд стереотипов, которые тормозят развитие самой отрасли. Например, некоторые считают, что исламские финансы — это «финансы для мусульман». Конечно, это не так.
Исламские финансы открыты вне зависимости от вероисповедания. Более того, гибкость исламских финансов позволяет им гармонично вжиться в любую светскую правовую среду. Вместе с тем, Узбекистан, будучи демократией, способен обеспечить финансовую инклюзивность для всех своих граждан вне зависимости от их убеждений.
Также есть опасения, что с внедрением исламских финансов произойдет серьезный отток финансов и клиентов из традиционных банков. Этот стереотип также не имеет под самой твердой почвы. В абсолютном большинстве стран гармонично функционирует как исламская, так и традиционная банковская системы. Более того, несмотря на то, что в таких исконно мусульманских странах как Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш исламские финансы успешно работают уже несколько десятилетий, доля традиционного банкинга все еще превалирует.
Поэтому, исламские финансовые институты могут помочь преодолеть огромный дефицит финансирования как для населения, так и для малого и среднего бизнеса. Имеется огромный неудовлетворенный спрос на исламскую ипотеку, авто-финансирование, финансирование потребительских товаров.
Что касается бизнеса, то это финансирование оборотного капитала, импорта сырья и технологий, пред-экспортное финансирование и лизинг. Эти деньги, вливаясь в экономику, динамично в ней циркулируя и создавая реальные экономические блага, будут способствовать экономическому росту, улучшению жизни людей, увеличению занятости и налоговых поступлений. Так, исламские финансы поддерживают и людей, и экономику, и государство.
Более того, узаконив исламские банки, страна способна привлечь очень серьезные внутренние ресурсы: многие люди из-за религиозных убеждений не относят деньги в классические банки, а хранят их под матрасами. Узбекистан для инвесторов из исламских стран выгодно отличается своей политической стабильностью, продолжающимися экономическими реформами, ростом благосостояния, большим и молодым населением, глубокой культурой и предприимчивостью населения. Это отличные ингредиенты для инвесторов из стран Персидского залива и Юговосточной Азии. Наша страна легко может переварить миллиарды халяльных долларов.
А пока халяльные финансы в республике представлены очень скудным перечнем проектов в области исламского лизинга, микрофинансов, рассрочек и исламского страхования такафуль, а также проектами группы Исламского банка развития.
Вне всяких сомнений у Узбекистана есть потенциал и все шансы стать хабом исламских финансов в Центральной Азии. Осталось его только реализовать.
#исламское финансирование #хондамир нусратхужаев