Исламизация и исламские банки
Инвестиционные портфели должны всего лишь касаться прибыли от торгового бизнеса, перепродажи с торговой наценкой, называемой тигабава (мурабаха)
Распространение исламских банков в финансовой и экономической сферах
Исламские банки, развивающиеся в рамках программы исламизации, применяют основные принципы, которые не всегда полностью объясняют переход от традиционной системы процентных сделок к беспроцентной системе, предписываемой Шариатом. Как же определяются экономические и финансовые стратегии для минимизации рисков и диверсификации инвестиций и продуктов, что способствует мобилизации финансовых ресурсов в экономически выгодные возможности согласно Шариату?
Финансовые отчеты исламских банков часто показывают значительную долю капитала, вложенного в финансирование внешней торговли. Инвестиционные портфели этих банков обычно ограничиваются получением прибыли от торговой деятельности и перепродажи товаров с торговой наценкой, известной как мурабаха. Однако такая наценка не отражает реальную экономическую доходность от финансирования торговли.
К сожалению, сосредоточение ресурсов исключительно на финансировании внешней торговли не способствовало улучшению финансирования между сообществами в мусульманских странах и не привело к повышению прибыльности за счет развития возможностей в реальном экономическом секторе.
Исламские банки не разработали комплексную программу развития, которая бы переосмыслила роль денег в исламе, учитывая их моральные и социальные функции, тесно связанные с реальной экономической деятельностью. В этом контексте, эндогенная ценность денег проявляется только через доходы, получаемые от мобилизации реальных экономических ресурсов, соответствующих шариату. Сами по себе деньги не имеют ценности, если не учитывать стоимость драгоценных металлов, добываемых в реальном секторе. Структурные изменения, которые могли бы привести к значимым денежным, финансовым и социальным трансформациям, не осуществляются в исламских банках. Вместо этого, сегодня исламские банки стремятся к эффективности и прибыльности в рамках глобализации, поддерживаемой Западом и международными финансовыми развивающими организациями.
Исламские банки разработали конкурентную программу, которая включает в себя приватизацию, открытость рынка, стремление к экономической выгоде и финансовую конкуренцию. Это ставит под вопрос их заявленное стремление к сотрудничеству с другими финансовыми институтами. Исследование, проведенное Чоудхури в 1999 году, показало, что несмотря на значительный рост депозитов в исламских банках, доходность (дивиденды относительно депозитов) оставалась на уровне всего 1.66 процента. Инвестиционные портфели исламских банков склонны к финансированию внешней торговли и операциям с использованием собственных средств. По-прежнему считается, что финансирование за счет собственных средств является высокорискованным, особенно когда адекватная диверсификация по экономическим секторам и прогрессивное производство и инвестирование недоступны для исламских финансовых и небанковских учреждений.
Логические недочеты западной философии: концепция распределения ресурсов и ее исламский аналог
В итоге, шум вокруг исламского экономического мышления за последние 70 лет оказался не столь заметным. Оно не сформировало глубоко кораническое мировоззрение, которое могло бы усовершенствовать идеи и таким образом способствовать началу новой эры в социальном и экономическом мышлении и практике. Принцип предельной ставки замещения, который является основополагающим во всех западных экономических, финансовых и научных подходах, глубоко проник в систему взглядов исламского экономического, социального и финансового мышления. Это привело к отсутствию практики интеграции знаний, которая должна была бы объединять социальные, экономические и институциональные аспекты на эпистемологическом, аналитическом и практическом уровнях.
Структурные изменения, не включающие в себя углубление коранического мировоззрения, не приводят к значимым трансформациям, а лишь увековечивают механические методы. Кораническая методология отвергает такое несоответствие между верой и неверием. Считается, что такой подход позволяет программе неоклассической предельной ставки замещения в планировании развития проникать в имитационные модели, которые стимулируют экономический рост во всех исламских странах. Недавно этот рост и маргинальное мышление получили однозначную поддержку от исламских экономистов Чапры (1993 г.) и Нагви (1994 г.). Сидих (без указания даты) не признает ключевую роль процентной ставки и макроэкономической функции кредитно-сберегательных операций, видя в этом противоречие функции мобилизации ресурсов и, следовательно, конфликт между реальными и финансовыми секторами. Таким образом, он поддерживает концепцию «сбережений» в исламской экономике.
Концепция финансового «сбережения», как в макро-, так и в микроэкономическом аспектах, влечёт за собой неизбежные издержки в виде отложенных расходов. Эти издержки, возникающие в результате «сбережения», представляют собой процентные ставки по сбережениям. Кроме того, сбережения и связанные с ними корыстные мотивы способствуют накоплению капитала, который, в свою очередь, играет ключевую роль в экономическом росте (Нитсан и Бичлер, 2000 г.). Все это, вместе с последующим формированием движущей силы производства в модели экономического роста, не было должным образом учтено исламскими экономистами при использовании классической и неоклассической аргументации и аналитических моделей для решения экономических, финансовых и социальных вопросов Ислама (Башир и Дарат, 1992 г.; Метвали, 1991 г.). Исламские экономисты обратились к альтернативной теории экономического роста, применяя модель эндогенного роста (Ромер, 1986 г.), однако неоклассические основы такой модели остались неизменными. Таким образом, методология круговой обусловленности в контексте эпистемологии таухида осталась малоизученной среди современных исламских учёных.